Пересдача ЕГЭ. Что нам ждать от этой инициативы?

Разрешение школьникам пересдавать один предмет по выбору на ЕГЭ до конца приемной кампании, которое уже подтверждено Рособрнадзором, является буквальным исполнением послания президента РФ Владимира Путина, предложившего постепенно усовершенствовать этот экзамен. Ранее можно было пересдавать только обязательные предметы (русский язык и математику) в резервные дни. Наверное, этот эксперимент с новыми правилами всё же не будет лишним, поскольку возможно, что пока неочевидная польза от изменений превысит недостатки ЕГЭ.

Подобные меры, несомненно, продиктованы благими намерениями — облегчить жизнь выпускникам. Однако что в реальности может дать возможность пересдачи? Вряд ли пересдающий школьник каким-то чудесным образом сможет обрести новые знания за несколько дней (или недель) и улучшить первоначальный результат, если он несколько лет учился спустя рукава.

Ведь современная школа немало способствует появлению множества «митрофанушек» тем, что просто обязана создавать комфортные условия обучения, предполагающие минимальные усилия обучающихся. Возможно, пересдача поможет лишь в тех случаях, когда выпускник не справился со стрессом на экзамене. Но обычно одиннадцатиклассники, пройдя школу ОГЭ, уже достаточно стрессоустойчивы (хотя бывает всякое). Но не приведет ли это послабление к расхолаживанию выпускников и снижению  уровня их ответственности?

Сегодня многие учителя предпочитают завышать оценки во избежание конфликтов с родителями, недовольными оказанием «некачественных услуг». Как следствие, в выпускных классах «неожиданно» обнаруживается, что уровень условного «митрофанушки» не соответствует его претензиям на высокий балл. Это косвенно подтверждается данными одного из соцопросов, говорящими о том, что половина выпускников уже готовится к возможной пересдаче.

Очевидно, что риск появления множества выпускников, желающих пересдать ЕГЭ, вызовет дополнительную нагрузку на пункты проведения экзаменов и внесет диссонанс в уже сложившуюся систему выпускной кампании, переходящей во вступительную в вузы. Это тоже вызывает опасение.

По большому счету, нововведения пока носят чисто технический характер, не влияющий на качество школьного образования, уровень которого необходимо срочно повышать. Нельзя допустить, чтобы перекраивание правил сдачи ЕГЭ, подобно «латанию тришкина кафтана», подменило собой решение главных проблем. В любом случае мы должны помнить, что первоочередной задачей в образовании сегодня является уход от сложившейся системы «сферы услуг», переход от защиты «прав» ученика к тому, чтобы не декларативно, а фактически повысить роль учителя в школе.